Все чаще можно наблюдать ситуации, когда в региональные компании звонит столичный консультант с предложением 100-% победы в любой электронной закупке (котировочной заявке, аукционе или конкурсе). При этом предлагаются следующие условия (номинальные значение могут немного варьироваться, но общая схема остается неизменной): заключение договора на консультационные услуги по сопровождению торгов суммой 100 тыс. руб. за первое полугодие и 2% от суммы выигранного в итоге тендера.
Находящиеся в тяжелом финансовом положении региональные компании соглашаются на эти условия, хватаясь за это как за спасательный круг для своего бизнеса. Такое сотрудничество в итоге заканчивается тем, что 100 тыс. руб. потеряны безвозвратно, а даже если при этом и имеет место выигранный тендер, то это не результат взаимодействия со столичными консультантами, а результат честного участия в закупке.
Сам механизм организации электронных закупок практически исключает влияние на результат закупки третьих лиц. Единственным вариантом, когда имеет место лоббирование определенного игрока в электронных закупках, может быть вариант, когда эти самые столичные консультанты являются владельцами торговой площадки, на которой объявляется закупка. И даже в этом случае, очень много зависит от заказчика, а не от владельца электронной площадки.
Более того, большая часть всех закупок на территории РФ проводится на 5-ти федеральных торговых площадках, которые слишком дорожат своей репутацией, чтобы ввязываться в такие сомнительные схемы. Особенно аккуратны площадки будут в текущем году, поскольку по итогам года столкнутся с новым выборным процессом — уполномоченный орган будет на новую пятилетку определять перечень 5 федеральных электронных торговых площадок. Стоит ли говорить, что площадки максимально заинтересованы сохранить имеющиеся статусы…
В то же время, предоставление консультационных услуг по направлению электронных торгов, вплоть до полного сопровождения данного вида деятельности сторонними компаниями (аутсорсинг) сегодня явление весьма распространенное. Вы можете смело пользоваться услугами профильной компании в том случае, когда Вы уверены в компетенции поставщика таких услуг. Следует обратить внимание на наличие, либо отсутствие у компании-консультанта штата подготовленных (обученных/сертифицированных) специалистов по направлению торгов, на общее количество сотрудников (чтобы была обеспечена отказоустойчивость и взаимозаменяемость), профиль деятельности компании (основной вид услуг). Немаловажным является наличие у компании лицензий и сертификатов по профилю, а также опыт работы. Однако основными критериями выбора, пожалуй, являются рекомендации других клиентов и Ваши личные ощущения от общения со специалистами компании.
Следует понимать, что компания, которая оказывает услуги по сопровождению электронных торгов, затрачивает одинаковое количество усилий при подготовке заявок к аукциону, как на 100 тысяч, так и на 200 миллионов рублей. Т.е. сумма начальной (максимальной) цены не влияет на трудозатраты при подаче заявок. Следовательно, % за выигранные аукционы (как правило это не менее 1-2 %), на который претендуют компании-консультанты абсолютно ничем не обоснован. Цена услуги за подготовку документов, подачу заявки, участие в аукционе и подписание госконтрактов зависит только от трудоёмкости (условия подачи заявок отличаются в разных процедурах: аукцион, конкурс, котировка) и должна быть фиксированной. Т.е. Вы платите только за подачу заявки и никаких % за выигрыш. Ибо вероятность победы в торгах (аукцион, конкурс, котировка) зависит преимущественно от цены на поставляемые товары/услуги, которую определяете только Вы.
Подводя итоги, хочется еще раз акцентировать внимание на том, что никто (исключая самого заказчика) не может достоверно гарантировать итоги проведения электронной закупки. И если Вам, как руководителю или ответственному лицу, предлагают такую схему, понимайте, что здесь кроется обман. Пользуйтесь услугами проверенных компаний! Берегите себя и свой бизнес!
С уважением,
Департамент продаж и сопровождения торгов
Удостоверяющего Центра «Русская Компания»